- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Предмет и содержание логистики как науки
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007464 |
Тема: | Предмет и содержание логистики как науки |
Содержание
Содержание 1.1 Предмет и содержание логистики как науки 3 1.1.2 Понятие и сущность логистики 3 1.1.3 Основные понятия логистики 4 1.1.4 Принципы логистики 9 1.2 Закупочная логистика 18 1.2.1 Понятие и функции закупочной логистики 18 1.2.2 Процесс приобретения материалов и его основные стадии 20 1.2.3 Обеспечение производства материалами 23 1.2.4 Методы расчета поставок 25 1.3 Построение отношений с поставщиками 32 1.3.1 Поиск поставщиков 33 1.3.2 Критерии оптимального выбора поставщика 36 1.3.3 Возможные отношения с поставщиком 37 1.1 Предмет и содержание логистики как науки Логистика изучает сложные производственные и коммерческие комплексы, которые осуществляют организационную деятельность в области снабжения, основного производства, транспортных и сбытовых операций. Такие комплексы включают в себя рассредоточенность основных средств на больших территориях, мобильность одних и привязка к определенным местоположениям других элементов логистической системы, большая зависимость от результатов работы подсистем логистического процесса (ресурсов, поставщиков, грузоотправителей, грузополучателей и т.д.). Предметом логистики как науки служат организационно-экономические отношения в сфере товародвижения на этапах закупки, производства и сбыта продукции. Логистика как научная дисциплина исследует общие свойства, законы и закономерности создания логистических систем. Содержанием логистики как науки является установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товародвижения, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм и методов управления материальными и информационными потоками. Общим методом науки логистики является диалектический метод исследования. Для решения конкретных задач наука использует системный подход, методы исследования операций и теории систем. 1.1.2 Понятие и сущность логистики Существует множество подходов к определению понятия логистики. Всю совокупность определений логистики можно объединить в две группы. Первая группа определений рассматривает логистику как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. Вторая группа определений трактует как научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных и информационных потоков. В отечественной литературе логистику рассматривают как научно-практическое направление хозяйствования, которое заключается в управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. Если обобщить все сказанное выше, то можно предложить следующее определение логистики. Логистика – это наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Главной целью логистики является соблюдение шести правил: нужный груз, в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве, необходимого качества с минимальными затратами. Сущность логистики определяют совокупность логистических функций и целей. Она состоит в обеспечении взаимодействия стадий и участников процесса товародвижения, управлении материальным потоком на основе сопровождающей его информации с целью доставки необходимых товаров в нужное место в требуемое время с минимальными издержками. Процессы, протекающие в логистической системе и характеризующие ее взаимодействие с внешней средой, раскрывают содержание логистики как вида практической деятельности. 1.1.3 Основные понятия логистики Логистика обладает собственным понятийным аппаратом, который включает присущие ей категории, понятия и термины. Материальный поток – это отнесенная к временному интервалу совокупность материальных ценностей, к которым применяются различные логистические операции связанные с их перемещением. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем. Элементарные материальные потоки образуются совокупностью ресурсов, находящихся на всем протяжении от конкретного источника производства до момента потребления. Множество элементарных потоков, которые формируются на предприятии, составляют интегральный (общий) материальный поток, обеспечивающий нормальное функционирование предприятия. Схема движения материальных потоков показана на рисунке – 1.1.1 Рисунок 1.1.1 – Схема движения материальных потоков Материальные потоки бывают внешние, внутренние, входящие и выходящие. Внешний материальный поток – это поток, который протекает во внешней по отношению к данной логистической системе среде. Внутренний материальный поток – это поток, который протекает во внутренней среде по отношению к данной логистической системе. Входящий материальный поток – это внешний поток, входящий в данную логистическую систему. Выходящий материальный поток – это выходящий во внешнюю среду поток из данной логистической системы. Информационный поток – это совокупность циркулирующих внутри логистической системы сообщений с внешней средой, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному. Материальные и информационный потоки могут опережать друг друга. Информационный поток может иметь одинаковое направление с материальным (прямое) и противоположное ему (встречное). Так, например, опережающий информационный поток в прямом направлении содержит предварительные сообщения о предстоящем прибытии грузов, а во встречном направлении – сведения о заказе. В то же время, параллельно материальному потоку, идет информация о количественных и качественных параметрах перемещаемых ресурсов. Вслед за материальным потоком, во встречном направлении, может проходить информация о результатах приемки грузов, а также претензии и подтверждения. Как и материальные потоки, информационные потоки могут быть входящими, выходящими, внешними и внутренними. Их определения аналогичны определениям материального потока. Логистическая операция – это совокупность действий, направленных на преобразование материального и (или) информационного потока. К логистическим операциям с материальным потоком относятся складирование, транспортировка, упаковка и дрогое. Логистические операции с информационным потоком включают действия по сбору, обработке и передаче информации. Выделяют внешние и внутренние логистические операции. Внешним логистические операции – это все действия в области снабжения и сбыта готовой продукции. Внутренние – операции по управлению материальным потоком в производстве. Кроме того, логистические операции могут быть односторонними или двусторонними, связанными с переходом права собственности на товар с одного юридического лица на другое. Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Каждая из функций логистики представляет собой однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. К основным логистическим функциям относятся: планирование материального обеспечения производства, управление ходом выполнения производственных заказов, управление запасами, управление распределением продукции. Также к логистическим функциям можно отнести прогнозирование, контроль и регулирование. Поставщик и потребитель материального потока связанны между собой логистической цепью и представляют две микрологические системы. Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц, осуществляющих логистические операции. Основными звеньями логистической цепи являются: поставщики материалов; склады; транспорт; распределительные центры; производители товаров; потребители продукции. Логистическая система представляет собой адаптивную систему с обратной связью, выполняющую те или иные логистические функции. Она состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Различают макро- и микрологистические системы. Макрологистическая система – это система управления материальными потоками, которые охватывают предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации, расположенные в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. Выделяют три виды макрологистических систем: 1. Макрологистические системы с прямыми связями. Представляют собой доведение материального потока до потребителя без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей. 2. Эшелонированные макрологистические системы – материальный поток на пути от производителя к потребителю проходит хотя бы через одного посредника. 3. Гибкие макрологистические системы. Доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников. Микрологистические системы представляют собой структурные составляющие макрологистических систем, класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой (производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы). 1.1.4 Принципы логистики Принципы логистики представляют собой исходные данные, на основе которых осуществляется построение и функционирование логистических систем. Следует рассмотреть следующие принципы логистики. 1. Принцип системного подхода предполагает формирование системы управления материальными потоками в рамках производственно-сбытовой системы. Данный принцип применяется при разработке и осуществлении на практике единого технологического процесса выполнения производственных заказов на стадиях закупки, производства и сбыта продукции. 2. Принцип обратной связи предусматривает, что цели и задачи логистической системы определяются требованиями рынка. Исходя из этого формируются заказы на материалы. В составе логистической системы выделяется соответствующий блок, который осуществляет сбор и обработку информации о требованиях рынка. Ассортимент и масштабы выпускаемой продукции зависит от сроков и качества ожидаемых заказов. В соответствии с принятой стратегией закупок определяется величина текущего и необходимого запаса. 3. Принцип оптимальности заключается в достижении такой согласованности стадий процесса товародвижения и действий участников, при которой обеспечивается наибольшая эффективность функционирования предприятия как производственно-сбытовой системы. 4. Принцип гибкости предполагает высокую степень приспосабливаемости логистической системы к условиям ее функционирования и запросам потребителей. Реализация принципа гибкости требует проведения работ по прогнозированию изменения состояния внешней экономической среды и выработки адекватных им действий. 5. Надежность поставок как принцип логистики предполагает создание таких организационно-экономических условий, которые обеспечивали бы бесперебойное снабжение предприятия необходимыми материальными ресурсами и выполнение графика поставок готовой продукции. Принцип надежности поставок предполагает необходимость синхронизации всех стадий товародвижения, координации действий по управлению поставками и перевозками, создания производственных и резервных запасов. 6. Принцип компьютеризации заключается в том, что все логистические функции и процесс товародвижения в целом должны выполняться с максимальной степенью автоматизации. Автоматическая система призвана осуществлять контроль за передвижением материалов и накапливать информацию о наличии полуфабрикатов, выпуске готовой продукции, состоянии производственных запасов, объеме поставок, степени выполнения заказов и др. Наибольший эффект «уплотнения времени» и гарантию высококачественного обслуживания потребителей дают информационно-управленческие системы, осуществляющие контроль и регулирование товародвижения с момента закупки материала до поступления готового продукта заказчику. Логистика как наука разрабатывает научные принципы, методы, математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе: доведения сырья и материалов до производственного предприятия; внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов; доведения готовой продукции (ГП) до потребителя в соответствии с его требованиями; передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Логистика как хозяйственная деятельность – это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя, а также связанной с этими операциями информацией. В хозяйственной деятельности основным объектом управления логистики, является сквозной материальный поток, т. е. материальный поток (МП) (рисунок 1.1.2), проходящий по логистической цепи (ЛЦ), начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы до поступления к конечному потребителю. В ходе прохождения по логистической цепи материальный поток доводится до предприятия, затем организуется его движение через цепь складских и производственных участков, после чего готовый продукт попадает к потребителю. Материальный поток по мере продвижения по логистической цепи меняется. Между источником сырья и предприятием. Между различными производственными предприятиями как правило движутся массовые однородные грузы: сырье, материалы, полуфабрикаты. Между цехами и внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты. В конце логистической цепи материальный поток состоит из разнообразных товаров, готовых к употреблению. В ходе движения по логистической цепи (рисунок 1.1.3) материальный поток проходит через стадии закупки, поставки, хранения, производства, распределения и потребления готовой продукции. Рисунок 1.1.2 – Принципиальная схема ЛЦ, сквозного МП и ИП Рисунок 1.1.3 – Принципиальная схема преобразований МП в ЛЦ Новизна логистики заключается в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления деятельности по управлению сквозным материальным потоком. При выделении материального потока в качестве объекта управления влечет за собой отвлечение от ряда других факторов, которые приводят к некоторому упрощению экономических процессов и к значительному сокращению задач моделирования. Это позволяет проектировать сквозные логистические цепи, решать задачи сквозного движения грузов, начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы до поступления к конечному потребителю. На рисунке 1.1.4 представлен традиционный и логистический подходы к управлению материальным потоком на макроуровне. Рисунок 1.1.4 – Традиционный и логистический подходы к управлению МП на макроуровне На макроуровне материальный поток проходит по логистической цепи, состоящей из нескольких самостоятельных предприятий. В данном случае управление каждым из предприятий осуществляется его собственником (рисунок 1.1.4, a). При этом понятие сквозного материального потока не выделяется и задача управления им не решается. В результате такие важные показатели как себестоимость, надежность поступления, качество и др., на выходе цепи складываются случайно и бывают далеки от оптимальных. При логистическом подходе объектом управления является сквозной материальный поток (рисунок 1.1.4, b). Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества с минимальными затратами. На микроуровне логистическая цепь состоит из различных служб одного предприятия. При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений (рисунок 1.1.5, а). Показатели материального потока на выходе предприятия так же, как и в случае макроуровня, далеки от оптимальных. Рисунок 1.1.5 – Традиционный и логистический подходы к управлению МП на микроуровне При логистическом подходе (рис.1.1.5, b) на предприятии выделяются службы логистики, для которых главной задачей является управление сквозным материальным потоком, поступающим извне и проходящим через склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции до поступления к потребителю. В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми. Таким образом, логистический подход управления материальным потоком отличается от традиционного: 1) объединением различных материальных потоков в единый сквозной материальный поток; 2) выделением единой функции управления сквозным материальным потоком; 3) технической, экономической, информационной интеграции отдельных звеньев логистической цепи в единую систему (на макроуровне – различных предприятий, на микроуровне – различных служб предприятия). 1.2 Закупочная логистика 1.2.1 Понятие и функции закупочной логистики Закупочная логистика – это процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство. Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. При этом решаются задачи: выдерживание сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий; обеспечение точного соответствия количества поставок потребностям в них; соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий. Без закупочной логистики невозможна нормальная деятельность предприятия. Она является связующим звеном между различными производителями товаров и координирует их работу. Логистика закупок выполняет следующие функции: определение потребности в приобретении материальных ресурсов и расчет количества заказываемых материалов; исследование рынка закупочного материала, получение и оценка предложений поставщиков; выбор поставщиков; согласование цены заказываемых материалов и заключение договоров на поставку; контроль за сроками поставки; входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе; доведение материальных ресурсов до производственных подразделений; поддержание нормативного уровня запасов материальных ресурсов на складах. Перечисленные функции реализуются службой материально-технического снабжения (отдел снабжения, закупок) в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетинга, производством, службой подготовки производства, бухгалтерией, финансовым и юридическим отделами. Любое предприятие, производственное или торговое, имеет службу (отдел закупок или службу снабжения), которое осуществляет закупку, доставку и временное хранение предметов труда. Эффективная работа этой службы во многом зависит от организационной структуры предприятия. Организация работы всех структур предприятия предоставляет возможность отслеживать выполнение задач по снабжению производства, позволяет оптимально наладить движение материального потока. Любая задача, решаемая службой снабжения, должна строиться на основе современной концепции маркетинга: вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем стратегия развития производства и уже потом — стратегия снабжения производства. Для того чтобы предприятие было обеспеченно необходимыми материалами этот отдел должен иметь готовые ответы на вопросы: что закупать? сколько закупать? у кого закупать? на каких условиях производить закупку? как увязать закупки с производством и сбытом? как увязать деятельность предприятия с поставщиками? и так далее. 1.2.2 Процесс приобретения материалов и его основные стадии Процесс приобретения материалов включает в себя ряд логически взаимосвязанных видов работ. Выделяются следующие стадии процесса приобретения материалов: составление заявок; анализ заявок; выбор поставщиков; размещение заказов; контроль за выполнением заказов; завершение процесса приобретения. 1. Составление заявок. Заявки на приобретение материалов формируются соответствующими сотрудниками функциональных подразделений предприятия. Они содержат информацию о том, какие виды и какое количество материалов требуется предприятию, когда они должны быть получены и кто составил заявку. Заявки должны составляться таким образом, чтобы количество ожидаемых к поступлению материалов опережали фактические потребности в них. Время между размещением заявок и получением материалов называется временем опережения. Работники, ответственные за составление заявок, должны установить сроки поставки материалов с минимальным опережением, учитывая возможности поставщика и потребности в материалах. 2. Анализ заявок. В службе материально-технического снабжения с участием сотрудников из других подразделений проводится анализ заявок на приобретение материалов. Цель анализа заключается в обеспечение минимальных издержек по каждому виду материалов, которые предполагается использовать в производстве продукции. Методами исследования являются функционально-стоимостный анализ и конструирование стоимости. После составления заявки служба снабжения не имеет права заменять материалы, указанные в заявке. Работники отдела должны проанализировать поступающие заявки и предложить такие варианты приобретения материалов, которые могут привести к снижению стоимости заказов. 3. Выбор поставщиков. Основными критериями при выборе поставщиков являются: надежность поставщика, способность поставлять необходимые ресурсы должного качества и в нужные сроки, поставка материальных ресурсов по минимальным ценам, удаленность поставщика от потребителя, наличие у поставщика свободных мощностей и т.д. Из списка поставщиков, имеющих хорошую репутацию, выбираются те, кто предлагает наиболее выгодные условия с точки зрения цены и сроков поставки. Крупные заказы целесообразно распределять между двумя и более количеством поставщиков с тем, чтобы проверить конкурентоспособность основного поставщика и оградить себя от возможных неожиданностей. 4. Размещение заказов. Приобретение материалов осуществляется разными методами в зависимости от вида материалов и комплектующих изделий. Основными методами закупок являются: оптовые закупки (одна большая партия за один раз); регулярные закупки материалов (покупатель заказывает необходимое количество материалов, которые поставляются ему мелкими партиями в течение определенного периода); ежедневные (ежемесячные) закупки (используется при закупках дешевых и быстро используемых материалов); получение материала по мере необходимости; единичные закупки (материал заказывается в том случае, если он требуется и вывозится со складов поставщиков в случаях, когда невозможно получать материал по мере необходимости). Документально заказ оформляется посредством заключения договора между поставщиком и потребителем. Основные элементы контракта. Предложение и принятие предложения. Договор составляется в случае, если одна сторона предлагает какую-то партию товаров по назначенной цене, а другая сторона принимает это предложение. Финансовые условия. Договор должен иметь стоимость, другими словами он становится договором в юридическом смысле только тогда, когда в нем оговорены финансовые условия. Право заключать договор. Такое право имеют только определенные должностные лица (директор, генеральный директор), которые уполномочены предприятием и действуют от его имени. Законность. Договор обязан быть законным, то есть полностью отвечать юридическим нормам страны. Структура договора предусматривает определение предмета договора, указание качества и количества товара, сумму, порядок поставки и приемки товара, ответственности сторон порядок разрешения споров. 5. Контроль за выполнением заказов. Отдел материально-технического снабжения определяет размер заказа и время, в течение которого эти заказы выполняются. При этом возможна корректировка графиков поставки материалов и соответствующие уточнения графиков выпуска продукции. 6. Завершение процесса приобретения. Признак завершения сделки получение заказанных материалов в точном соответствии с условиями договора. При приемке продукции необходимо удостовериться, что поставленный материал: нужного качества; в нужном количестве; в условленное время; за оговоренную цену. Купля-продажа соответствующим образом документально оформляется. Документальное оформление поставок предполагает получение от поставщика уведомления об отгрузке и сопроводительного письма, в которых указывается количество товаров и время поставки. Поступление материалов на склад оформляется соответствующими накладными и фиксируется в книге регистрации товаров. 1.2.3 Обеспечение производства материалами На практике предприятия, при работе, используют несколько методов планирования материального обеспечения производства (рисунок 1.2.1). Рисунок 1.2.1 – Методы планирования материального обеспечения производства Позаказный метод предполагает, что требуемый материал приобретается только в случае возникновения потребности, поэтому складские запасы не создаются. Этот метод используется в условиях мелкого или единичного производства для реализации потребности в высококачественных материалах и громоздких деталях, складирование которых затруднительно, а также материалов для проведения ремонтных работ. Заказ материалов осуществляется через равные, например недельные, промежутки времени, когда формируется единый заказ с учетом всех поступивших за данный период заявок. Материальное обеспечение на основе плановых заданий. Этот метод основывается на расчете потребности в материалах. При этом определяется первичная и вторичная потребность в материалах на определенный период и возможная дополнительная потребность. При обеспечении материалами на основе плановых заданий размер заказа определяется исходя из нетто-потребности с учетом планируемого поступления и наличия материалов на складе. Следует пояснить понятия складского, намеченного и цехового запаса. Складской запас – это количество материалов, которое предназначено для производственного потребления. Для того чтобы определить реальную потребность в материалах, складской запас делят на две части: материалы, которые выделены под намеченную программу выпуска, но еще не востребованы цехом, и материалы, которые еще можно получить (наличный запас). Намеченный запас – это количество материалов, предназначенных для реализации и поэтому не рассматриваемый как имеющийся в распоряжении. Цеховой запас – это материалы, полученные со склада и находящиеся в цехе с целью дальнейшей переработки. Материальное обеспечение на основе осуществляемого потребления. Предполагает своевременное пополнение запасов и поддержание их на таком уровне, который может позволить покрыть любую потребность до нового поступления материалов. В соответствии с поставленной целью решается задача определения времени дополнительного заказа, вопрос о размере заказа не рассматривается. 1.2.4 Методы расчета поставок 1. Определение экономичного размера заказа. Экономичный размер заказа – это величина партии материалов, которая позволит сократить до минимума ежегодную общую сумму расходов на выполнение заказа и хранение материалов. Методика определения экономичного размера заказа заключается в сравнении преимуществ и недостатков приобретения материалов большими и малыми партиями и в выборе размера заказа. Соотношение размера заказа и расходов на поставку (выполнение заказов) и хранение материалов графически изображено на рисунке 1.2.2. Рисунок 1.2.2 – Зависимость расходов на выполнение заказа и хранение материалов от размера заказа Пусть х – это число единиц, закупаемых в результате одного заказа. По мере того, как возрастает число закупаемых единиц материала, текущие расходы на хранение материалов (содержание запасов) увеличиваются (кривая 2). Одновременно, при увеличении размера партии, количество заказов в год снижается. Это приводит к уменьшению расходов, связанных с выполнением заказов (кривая 3). Как видно на рисунке 1.2.2, кривая общих годовых расходов (кривая 1) имеет минимум при х = х0. Размер заказа можно определить на основе оценки количественной зависимости расходов на закупку и хранение материалов от количества закупаемого материала, уменьшающий величину общих расходов при следующих допущениях: известно общее число единиц материала, составляющих годовые запасы; неизменна величина спроса; выполнение заказов происходит в установленные сроки (время опережения известно и постоянно); расходы на оформление не зависят от их размера. цена на материал не изменяется в течение рассматриваемого периода времени. В соответствии с принятыми допущениями расходы на выполнение заказа и содержание запасов могут быть выражены формулой 1.2.1 С = С1n + C2 * q / 2 (1.2.1) где С1 и С2 – соответственно постоянные и переменные расходы, связанные с выполнением заказа и содержанием материалов; n – количество заказов в год; q / 2 – средний размер запаса. Экономичный размер заказа определяется по формуле (1.2.2) qonm = (1.2.2) где Q – годовая потребность в материале. Приведенная формула устанавливает экономичный размер заказа для условий равномерного и строго определенного (детерминированного) потребления запасов. В практике работы предприятия могут иметь место: Затянувшаяся поставка. В данном случае материал доставляется не разово, а в течение определенного времени с определенной интенсивностью и потребляется производством равномерно. Его использование начинается сразу же после начала поставок до того, как вся поставка фактически завершится. Ускоренное использование. В этом случае интенсивность потребления запасов такова, что возможен дефицит материала. С учетом всех условий строятся модели по определению экономичного размера заказа. 2. Определение оптимального размера производимой партии. Если предприятие само производит необходимые материальные ресурсы, то необходимо определить оптимальный размер производимого материала, другими словами то количество продукции, которое должно быть изготовлено для пополнения запаса собственных комплектующих. Схема движения запасов, характерная для такого случая, показана на рисунке 1.2.3 Рисунок 1.2.3 – График движения текущего запаса при пополнении материалов за конечный интервал Как видно из рисунка, потребление запаса происходит постепенно, в течение всего цикла t, а его пополнение только в течение периода t1, длительность которого определяется временем изготовления производимой партии (производственного цикла). Необходимые комплектующие начинают изготавливать при поступлении соответствующего заказа и по мере готовности сразу же направляют потребителю. Дневная скорость пополнения запасов определяется из условия: (p - Q) / 240 (1.2.3) где p – годовой объем производства комплектующих. Если установлены темпы производства (поступления) и потребления материалов, то запас будет расти в течение всего периода пополнения и достигнут максимальной величины в конце его. Максимальный уровень запаса составит: qmax = t1(p – Q) / 240 (1.2.4) а средний запас составит: qcp = (t1 / 2)(p – Q) / 240 (1.2.5) Учитывая, что период пополнения запаса определяется исходя из среднесуточного объема производства t1 = 240qопт/p, суммарные годовые расходы, связанные с пополнением и хранением материалов, составят: С = + QCед + (1.2.6) где – расходы на подготовку производства, связанные с оформлением и выдачей заказов; Сед – себестоимость единицы продукции. Решая данное уравнение относительно qonm, получим оптимальный объем партии производства: qonm = (1.2.7) Если разность между Q и р близка к нулю, то qonm стремится к бесконечности. Это означает, что в случае, когда уровень спроса равняется объему производства, производственный процесс должен быть непрерывным. Если р много больше Q, то оптимальный размер производимой партии равен оптимальному размеру заказа и пополнение запаса возможно по первому требованию. 3. Определение экономичного размера заказа при допущении дефицита. В классической модели экономичного размера заказа не предусмотрен дефицит продукции, необходимой для производства. Однако дефицит допустим в случаях, когда потери из-за дефицита сравнимы с расходами на содержание излишних запасов. При наличии дефицита модель экономичного размера заказа требует учета определенных методических особенностей. Наиболее общий случай движения текущего запаса при допущении дефицита материала представлен на рисунке 1.2.4, где q – размер запаса в начале каждого интервала между поставками t (максимальный запас при дефиците). Весь интервал t делится на два периода: время, в течение которого запас на складе имеется в наличии, t1; время, в течение которого запас отсутствует, t2. Рисунок 1.2.4 – Цикл движения текущих запасов при допущении дефицита Начальный размер запаса qn в этих условиях принят несколько меньше, чем оптимальный размер партии qопт. Задача управления запасом сводится к количественному определению размера снижения и установлению рациональной величины начального запаса. Критерием оптимальности партии поставки является минимальная сумма транспортно-заготовительных расходов, расходов на содержание запаса и потери из-за дефицита. Экономичный размер заказа определяется по формуле: qonm = * (1.2.8) где C3 – годовые потери из-за дефицита продукции. При значительном увеличении C3 отношение C3/(C2+C3) приближается к единице и оптимальный размер партий стремится к значению, которое было бы при отсутствии дефицита запасов. Если потери из-за дефицита незначительны, то отношение C3/(C2+C3) стремится к нулю, а оптимальный размер партии – к бесконечности, т.е. допускается боль....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: